ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждено
Приказ от
02.10.2008 № 229
Начальник
Управления по образованию
______________Е.А.
Гузеева
ПОЛОЖЕНИЕ
о муниципальной системе оценки качества образования
Серебряно-Прудского
муниципального района Московской области
1.
Общие
положения
1.1.
Настоящее
Положение о муниципальной системе оценки качества образования Серебряно-Прудского
муниципального района Московской области (далее – Положение) определяет цели,
задачи, принципы функционирования системы оценки качества
образования Серебряно-Прудского муниципального района, ее
организационную и функциональную структуру.
1.2.
Положение
распространяется на общеобразовательные учреждения всех типов и видов,
расположенные на территории Серебряно-Прудского муниципального района и имеющие
государственную аккредитацию.
1.3.
Деятельность
системы оценки качества образования Серебряно-Прудского муниципального района
строится в соответствии с законодательными актами Российской Федерации,
Московской области, Серебряно-Прудского муниципального района Московской
области, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества
образования.
1.4.
Система
оценки качества образования Серебряно-Прудского муниципального района (далее
СОКО) представляет собой совокупность организационных и функциональных
структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих
на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных
достижений обучающихся, эффективности деятельности общеобразовательных
учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов
основных пользователей результатов системы оценки качества образования Серебряно-Прудского
муниципального района.
1.5.
Основными
пользователями результатов СОКО Серебряно-Прудского муниципального района
являются:
-
обучающиеся и их
родители;
-
органы
законодательной и исполнительной власти Серебряно-Прудского муниципального
района;
-
Управление
по образованию администрации
муниципального образования Серебряно-Прудский муниципальный район Московской
области (далее Управление образования);
-
общеобразовательные
учреждения;
-
муниципальный
совет по развитию образования Серебряно-Прудского муниципального района;
-
общественные
организации, заинтересованные в оценке качества образования.
1.6.
Диагностические и
оценочные процедуры в рамках СОКО проводятся с привлечением профессиональных и
общественных экспертов.
Требования к экспертам, привлекаемым к
СОКО, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию
процедур оценки качества образования.
1.7.
В Положении
используются следующие термины и понятия:
-
качество
образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая
степень соответствия ресурсного
обеспечения образовательного процесса,
образовательных результатов нормативным
требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
-
оценка качества
образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур
степени соответствия ресурсного обеспечения образовательного процесса,
образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным
ожиданиям.
2.
Основные цели,
задачи и принципы функционирования муниципальной системы
оценки качества образования Серебряно-Прудского муниципального района
2.1.
Основными целями СОКО Серебряно-Прудского муниципального района являются:
-
создание единой
системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей
определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество
образования в районе;
-
получение
объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его
изменения и причинах, влияющих на его уровень;
-
повышение уровня
информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений,
связанных с образованием;
-
принятие
обоснованных управленческих решений Управлением по образованию администрации Серебряно-Прудского
муниципального района.
2.2.
Задачами СОКО Серебряно-Прудского муниципального района являются:
-
формирование
системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать
основные цели оценки качества образования;
-
оценка уровня
индивидуальных образовательных достижений обучающихся для их итоговой аттестации и отбора для
поступления на следующие ступени обучения;
-
оценка состояния
и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, муниципальной
образовательной системы;
-
оценка качества
образовательных программ с учетом запросов основных потребителей
образовательных услуг;
-
выявление
факторов, влияющих на качество образования;
-
разработка
учебно-методических материалов для подготовки специалистов по оценке различных
аспектов качества образования;
-
содействие
повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в
процедурах оценки качества образования;
-
содействие
подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки
качества образования.
2.3.
В основу СОКО
Серебряно-Прудского муниципального района положены следующие принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности
информации о качестве образования;
-
реалистичности
требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной
значимости;
-
открытости,
прозрачности процедур оценки качества образования;
-
оптимальности
использования источников первичных данных для определения показателей качества
и эффективности образования (с учетом возможности их многократного
использования и экономической обоснованности);
-
минимизации
системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления
муниципальной системы образования;
-
инструментальности
и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей
сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных,
подготовленности потребителей к их восприятию);
-
сопоставимости
системы показателей с региональными и федеральными аналогами;
-
доступности
информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
-
соблюдения
морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
3.
Организационная
структура муниципальной системы оценки качества образования Серебряно-Прудского муниципального района.
3.1.
Организационно - управленческая характеристика СОКО Серебряно-Прудского муниципального района.
В структуре СОКО выделяются следующие элементы:
1)
Управление по образованию
администрации муниципального образования Серебряно-Прудский муниципальный
район;
2)
методический
кабинет при Управлении по образованию Серебряно-Прудского муниципального
района;
3)
общеобразовательные
учреждения, действующие в системе образования Серебряно-Прудского
муниципального района;
4)
муниципальный совет по развитию образования
Серебряно-Прудского муниципального района.
3.2.
Функциональная характеристика системы оценки качества образования Серебряно-Прудского муниципального района.
3.2.1.
Управление по образованию администрации Серебряно-Прудского
муниципального района:
1) осуществляет государственную
политику в сфере образования, обеспечивающую, с учетом индивидуальных
особенностей Серебряно-Прудского муниципального района, сохранение и развитие
единого образовательного пространства;
государственную поддержку обучения и развития детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей, а также детей с ограниченными возможностями
на территории Серебряно-Прудского муниципального района; обеспечивает
необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на
получение образования; удовлетворение
потребности в квалифицированных кадрах;
2) формирует стратегию развития сферы образования, разрабатывает
и реализует программу развития
системы муниципального образования, включая развитие
муниципальной СОКО и организует их выполнение;
3) взаимодействует с
органами местного самоуправления в
сфере образования, защиты прав и
законных интересов детей;
4) координирует деятельность образовательных учреждений в
системе образования района;
5) участвует в
разработке методики оценки качества образования;
6) участвует в разработке
системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы
образования муниципальных общеобразовательных учреждений и системы образования Серебряно-Прудского
муниципального района; утверждает комплекс показателей, характеризующих состояние
и динамику развития системы образования Серебряно-Прудского муниципального
района;
7) обеспечивает
проведение мониторинговых,
социологических и статистических исследований по вопросам качества образования
и контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных учреждениях;
8) организует изучение информационных запросов основных пользователей муниципальной системы оценки
качества образования;
9) содействует
проведению подготовки специалистов Управления по образованию, работников
образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению
контрольно-оценочных процедур;
10) формирует
муниципальную нормативно -
правовую базу документов по обеспечению качества
образования;
11) проводит
анализ образовательной и
социальной эффективности
функционирования муниципальной сети образовательных учреждений, разрабатывает
предложения по ее оптимизации;
12) изучает,
обобщает и распространяет передовой опыт
построения, функционирования и развития муниципальной СОКО;
13) осуществляет
научно - методическое обеспечение государственной (итоговой) аттестации и
контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня
образования в соответствии с государственными образовательными стандартами в
порядке, установленном законодательством;
14) проводит экспертизу организации, содержания и
результатов аттестации
обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях и формирует предложения
по их совершенствованию;
15)
создает при Управлении по образованию общественные и другие советы и
комиссии, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития
образования;
16)
принимает
управленческие решения по
результатам оценки качества образования на муниципальном
уровне;
17)
обеспечивает
информационную поддержку работы
образовательных учреждений в части подготовки, проведения и анализа
результатов единого государственного экзамена (далее ЕГЭ);
18)
готовит аналитическую информацию
об итогах организации и
проведения единого государственного экзамена
в Серебряно-Прудском муниципальном районе;
19)
обеспечивает
информационную безопасность проведения ЕГЭ;
20) обеспечивает
проведение мониторинговых,
социологических и статистических исследований по вопросам качества образования
и контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных учреждениях;
21)
организует систему мониторинга качества образования на территории Серебряно-Прудского
муниципального района, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление
информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования,
анализирует результаты оценки качества образования на муниципальном уровне;
22)
обеспечивает информационную поддержку
муниципальной
СОКО;
23) участвует в
разработке методики и организует проведение рейтинговой оценки работы
муниципальных образовательных учреждений;
24) организует
систему мониторинга качества образования на территории Серебряно-Прудского
муниципального района, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление
информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования,
анализирует результаты оценки качества образования на муниципальном уровне;
25) определяет
способы организации информационных потоков для пользователей СОКО на
муниципальном уровне;
26)
разрабатывает мероприятия и
готовит предложения, направленные на совершенствование муниципальной
СОКО, участвует в этих мероприятиях;
27)
обеспечивает организационно-технологическое сопровождение проведения ЕГЭ
на территории Серебряно-Прудского муниципального района;
28)
создает и оформляет базы данных участников ЕГЭ;
29)
создает и оформляет базы
данных результатов ЕГЭ
по Серебряно-Прудскому муниципальному району.
3.2.3
Методический кабинет
1)
осуществляет
повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров;
2)
принимает участие
в организации и проведении районных конкурсов «Педагог года», «Образовательное
учреждение – лидер года», «Педагогический марафон классных руководителей»;
3)
организует и проводит районный
этап Всероссийской олимпиады школьников по различным предметам;
4)
разрабатывает и
внедряет в практику региональную модель сопровождения интеллектуально-
одаренных детей;
5)
содействует
разработке и реализации муниципальных моделей и программ работы с одарёнными
детьми.
6) организует и
проводит районные научно-практические конференции, смотры, конкурсы, ярмарки,
фестивали, выставки, физкультурно-спортивные и другие мероприятия;
7)
принимает участие
в научно-методическом сопровождении аттестации педагогических и руководящих
работников;
8)
осуществляет
экспертизу образовательных программ;
9)
содействует
обеспечению эффективной диссеминации инновационного опыта учителей и
школ-победителей национального проекта «Образование» на территории Серебряно-Прудского муниципального района и
Московской области.
3.2.4
Образовательные учреждения:
1) разрабатывают и реализуют программы
развития образовательного учреждения, включая развитие СОКО образовательного
учреждения;
2) участвуют в
разработке методики оценки качества образования в учреждении;
3) участвуют в
разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития
образовательного учреждения, муниципальной системы образования Серебряно-Прудского
муниципального района;
4)
обеспечивают проведение в образовательном
учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и
статистических исследований по вопросам качества образования;
5)
участвуют в разработке методики и
обеспечивают проведение рейтинговой оценки работы образовательного учреждения;
6) организуют
систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении,
осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и
динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки
качества образования на уровне образовательного учреждения;
7) организуют
изучение информационных запросов основных пользователей
системы оценки качества образования образовательного учреждения;
8) обеспечивают
предоставление информации о качестве образования на муниципальный и
региональный уровни системы оценки качества образования
Московской области;
9) обеспечивают
информационную поддержку СОКО образовательного учреждения;
10)
содействуют
проведению подготовки работников образовательных учреждений и общественных
экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
11)
разрабатывают
мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование СОКО образовательного
учреждения, участвуют в этих мероприятиях;
12)
формируют
нормативную базу документов по обеспечению качества образования в
образовательном учреждении;
13)
изучают, обобщают
и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития СОКО образовательного
учреждения;
14)
проводят
экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся
образовательного учреждения и формируют предложения по их совершенствованию;
15)
принимают
управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне
образовательного учреждения.
3.2.5
Муниципальный
Совет по развитию образования Серебряно-Прудского муниципального района:
1) содействуют определению стратегических направлений
развития системы образования в Серебряно-Прудском муниципальном районе;
2) содействуют реализации принципа и механизмов
межведомственного взаимодействия при реализации программ развития системы
образования;
3) содействуют реализации принципа общественного участия
в управлении образованием на территории Серебряно-Прудского муниципального
района;
4) готовят предложения по формированию приоритетных
направлений стратегии развития системы образования в
районе;
5) осуществляют общественный контроль
за качеством образования и деятельностью муниципальных образовательных
учреждений в формах общественного
наблюдения, общественной экспертизы;
6) инициируют и участвуют в организации конкурсов
образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных
технологий, научных конференций по общему образованию;
7) принимают участие в формировании информационных
запросов основных пользователей СОКО Серебряно-Прудского муниципального района;
8) принимают участие в обсуждении системы показателей,
характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения,
системы образования Серебряно-Прудского муниципального района;
9) принимают участие в оценке качества образования по
стандартизированным процедурам, в том числе в лицензировании и аккредитации
образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников,
экспертизе материалов в рамках приоритетного национального проекта
«Образование».